Единственное произведение Пушкина, которое я в моем адски сжатом курсе разбираю пословно и целиком.
Не угадаете. Статья о Радищеве.
Держите маленький кусочек. Пушкин, которого вы не читали
В книге текст Пушкина будет выделен курсивом, поскольку я комментирую цитаты прямо посередь фразы; тут курсива нет, вам придется немного поднапрячься, чтобы увидеть, где мои вставки.
Пушкин пишет, что влияние Радищева было ничтожно. Возможно, это прогиб под цензуру. «Все прочли его книгу и забыли ее, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, - ну, видимо, все-таки не все забыли, и декабристы его не забыли Роль свою она сыграла, конечно. Но надо понимать, что то самое смягчение законов при Александре не есть заслуга Радищева, это заслуга Державина. - … несколько благоразумных мыслей, которые не имели никакой нужды быть облечены в бранчивые и напыщенные выражения. – Разумную мысль не надо выражать через брань. Ничего хорошего из этого не будет. - …с примесью пошлого и преступного пустословия, - вот золотые слова. Пустословие – преступно и пошло. Растащить эту статью Пушкина на цитаты, раскидать по Интернету, авось, глядишь, кто-нибудь да осознает, что сказало Наше Всё. – Они (то есть несколько благоразумных мыслей Радищева) принесли бы истинную пользу, будучи представлены с большей искренностию и благоволением, - собственно говоря, «благоволение» в терминах Пушкина – это то же самое «человеколюбие» в терминах Екатерины. А вот теперь внимание. - … ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви».
«Нет истины, где нет любви» - это ключ к оценке всего, что мы с вами в интернетах видим. Да и не только в интернетах. К оценке абсолютно любой критики. Вот, эта статья Пушкина – ведь разносит Радищева по косточкам! но это не критиканство, потому что здесь и уважение, и желание осмыслить, и, напомню, стремление издать. Здесь есть любовь, и поэтому мы с вами и разбираем построчно этот текст, а не «Путешествие…». Оцените этот парадокс: Радищев устарел в ноль, разве что как образец стиля кому-то пригодился. А статья Пушкина о нем – актуальнее свежих новостей блогосферы. Вот вам мастер-класс литературной критики.