священная птица – лебедь – в народной культуре связана со смертью и бедой, и лишь в городской культуре становится символом света и красоты. «Исправление» смертоносного образа лебедя легко увидеть на примере либретто балета Чайковского «Лебединое озеро», где первоначальный вариант финала был трагичен: поскольку Зигфрид нарушил клятву (пусть и невольно), то на рассвете Одетта умирала, а принц бросался в озеро. Для народной легенды такая трактовка истории девушки-лебедя естественна, но светская публика не могла ее принять. Мы с детства любим сказку Пушкина о Царевне-Лебедь, однако образ главной героини не имеет прямого фольклорного источника, а те, что есть, - во-первых, не русские, а во-вторых, это ни в коем случае не лебедь (во французском источнике это Дева-Звезда, в итальянском – зеленая птичка). Исследователи предполагают, что на образ Царевны-Лебедь мог повлиять образ Марьи Лебеди Белой из былины о Михайле Потыке (поэт знал сборник Кирши Данилова, куда входит этот текст), но героиня былины – исключительно злая чародейка, предающая своего мужа, изменяющая ему и в итоге несущая заслуженное наказание. Отличие прекрасной пушкинской героини от былинной колдуньи показывает, до какой степени расходится восприятие лебедя в литературе и фольклоре.
(Фрагмент из моей будущей книги по славянскому язычеству)

#АлександраБаркова, #БарковаАлександра, #лебедьбелая #лебедьмолвит #лебединоеозеро
#лебедь, #мифология, #язычество, #былины, #мифологияславян
#фольклор #русскаялитература #пушкин