всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Читая по долгу службы Брюсова, неожиданно для себя стала лучше понимать наше фэнтези.
Причем, заметьте, речь НЕ идет о прямом влиянии оного скуШноватого поэта на стократ более интересных прозаиков. То есть мне ничто не мешает прямо спросить Олдей, Камшу, Дворецкую: в насколько, дескать, близких отношениях состояли вы с Валерием, закрывал ли он вам бледные ноги и не был ли какой ваш роман тайным плодом сей любви?
Только, если говорить серьезно, я практически уверена, что ничего интересного мне не расскажут. Брюсов не настолько ярок, чтобы влиять прямо. Он скорее интересен тем, что как хронологически первый автор русского фэнтези выражает те же мысли, что и нынешние звезды.
Да, это не ошибка: он не предтеча, он именно первый в строю.
Объясняю, что имею ввиду.
До сего дня я полагала, что русское фэнтези от западного отличается мерой психологизма. То есть на Западе пишут про приключения среди разных рас (да, есть исключения, но мы щас не о них), а в России настолько толстый слой Льва, что всегда идет описание человеческой души (можно НЕчеловеческой, "Путь Меча" и "Гроза над полем" навскидку)*.
Берем "Властелин Колец" и ищем психологизм. С лупой. Находим у полутора героев (Фродо, Горлум). Не, я ничего не хочу дурного про Толкиена сказать, по глубине философии истории он с нашего Льва шкуру спустит и над камином повесит, - просто я показываю, насколько он ПРО ДРУГОЕ.
читать дальше
_____________________
* Вполне тема для творческой работы умного школьника: "Влияние Льва Толстого на русское фэнтези". Или для курсовой... или для диплома... или... (задумчиво) или я захочу когда-нить стать дохтуром филологии %)
Причем, заметьте, речь НЕ идет о прямом влиянии оного скуШноватого поэта на стократ более интересных прозаиков. То есть мне ничто не мешает прямо спросить Олдей, Камшу, Дворецкую: в насколько, дескать, близких отношениях состояли вы с Валерием, закрывал ли он вам бледные ноги и не был ли какой ваш роман тайным плодом сей любви?
Только, если говорить серьезно, я практически уверена, что ничего интересного мне не расскажут. Брюсов не настолько ярок, чтобы влиять прямо. Он скорее интересен тем, что как хронологически первый автор русского фэнтези выражает те же мысли, что и нынешние звезды.
Да, это не ошибка: он не предтеча, он именно первый в строю.
Объясняю, что имею ввиду.
До сего дня я полагала, что русское фэнтези от западного отличается мерой психологизма. То есть на Западе пишут про приключения среди разных рас (да, есть исключения, но мы щас не о них), а в России настолько толстый слой Льва, что всегда идет описание человеческой души (можно НЕчеловеческой, "Путь Меча" и "Гроза над полем" навскидку)*.
Берем "Властелин Колец" и ищем психологизм. С лупой. Находим у полутора героев (Фродо, Горлум). Не, я ничего не хочу дурного про Толкиена сказать, по глубине философии истории он с нашего Льва шкуру спустит и над камином повесит, - просто я показываю, насколько он ПРО ДРУГОЕ.
читать дальше
_____________________
* Вполне тема для творческой работы умного школьника: "Влияние Льва Толстого на русское фэнтези". Или для курсовой... или для диплома... или... (задумчиво) или я захочу когда-нить стать дохтуром филологии %)
Шолль, не знаю. Думаю. Это одна из моих любимейших книг, но, ИМХО, ее достоинство в том, что она сумела раскрыть мир магии. Это не совсем психологизм, это лучше, но это другое.
Findor Carias, вояет. Обилие грязи и секса переходит все пределы восприятия. По крайней мере, моего.
Кому как. Не спора ради, а частичного оправдания грязи и вони для скажу: не любому читателю это покажется чем-то плохим. Я вот ценю эту самую вонь, потому что верибельно же. В реальности люди тоже... того-этого, поэтому без подобной фигни, с моей точки зрения, страдает правдивость. А у Мартина как раз в самый раз - грязи воз и маленькая тележка, а кто пытается не замараться - тем труднее всего. Да, не жизнеутверждающе. Радоваться нечему. Но не орков же он описывает. И не эльфов. Людей. Поступающих так, как поступали и поступают люди. Хотя, конечно, понятно, что не всех читателей такой подход привлекает.
Ле Гуин- в качестве автора которому "психология иной культуры" , характеры и отношения персонажей важнее внешнего антуража. Хотя в фантастической "Левой руке тьмы" это, возможно, проявлено лучше, чем в фентези "Земноморья". Но к примеру, в "Гробницах Атуана" главное не физические действия героев, а то насколько меняется восприятие жизни и мира у Ары-Тенар под влиянием Геда. А для Геда Ара как раз "представитель иной культуры"
Maski Mavki, вот "Левая рука тьмы" - да. На все сто.
А теперь вспоминаем, о чем мы спорим
Я ж не говорила, что в "их" фэнтези психологизма нет. Я говорила, что его там днем с огнем. Ну вот нашли... немношшшка
"Гробницы", ИМХО, слабоваты вообще и особенно на фоне двух других книг. В самом "Волшебнике" бой с Тенью - чем ни психология?
Просто я первые три книги, более-менее цельно воспринимаю( А всё остальное уже, как дополнения и фанфики) назвала линию Геда и Ары, но линия Гед и Тень, без сомнений ярче и показательней в плане психологии. Ага.
И про Мартина согласна вполне. Редчайший случай, когда( для меня) сериал оказался лучше книги.
читать дальше
Про психологию и "предтеч". Очень ярко "Сердце и Думка" Вельтмана вспоминается, хотя это не фэнтези, скорее "городская сказка".
Ну... о вкусах не спорят.
Факт. Что одного цепляет, с точки зрения другого, может быть - балласт и безвкусица, и наоборот. Я вот к Ле Гуин равнодушен совершенно, хотя классик она, понятное дело, совершенно не зря. Вот и Мартин знает, что делает в плане психологизма - просто если конкретному читателю с ним не по пути, то пресловутая грязь действительно получается серьёзной багой, а не фичей.
Или из недавнего: серия Kingkiller Ротфусса - чистейший образец раскрытия подростковой души героя