всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Когда мы говорим о советском искусстве, то это хуже чем "о графине", где тока из контекста понятно, о даме или о посуде.
Тут и в рамках контекста смешивают два совершенно разных явления:
Номер раз. Советское искусство (литература в частности) как отражение советской идеологии. Это как правило мрачно и уныло, и об этом не будет речи в этой саге.
Номер два. Советское искусство как совокупность художественных принципов. И вот это - интересно к изучению, а в лучших вещах - блистательно.
Это пока еще я говорю вещи привычные. А теперь ловите мыслю свежую.
"Номер два" может быть и БЕЗ "номера раз". Иными словами, вещь может вполне воплощать в себе эстетические принципы советского искусства, но не нести советской идеологии ВААЩЕ. (Хотя и не идти против.)
Знакомьтесь: М.А. Булгаков "Дни Турбиных". Советская эстетика на полном ходу.
Жил да был роман "Белая Гвардия". Фантастически прекрасный по языку, но я щас не о языке. Я о содержании.
Содержание же его просто: Киев перед взятием Петлюрой, само взятие и малёк после.
То есть локальное событие гражданской войны. Один город, один эпизод.
Герой, которого мы принуждены называть главным, - дохтур Турбин - самим же Булгаковым назван тряпкой. Персонаж, которого события несут, как ручей щепку.
...и вот перебирается Михал свет-Афанасьич в ненавидимую им Москву, и вот пытается он адаптировать роман для МХТ, и вот описывает он в "Театральном романе", как ему по живому текст режут, хлюп-хлюп-хлюп...
...и получается пьеса, которая создает образ царского офицерства вообще. Судьба одной, отдельно взятой семьи становится знаком судеб всего дворянства, офицерства и части мещанства заодно.
Помните ли вы грозное слово "типическое", высеченное в граните и отлитое в железобетоне советской науки? Помните ли вы хотя бы по "Карнавальной ночи", где Огурцов выносил этим словом приговоры? - пусть пародийно, но всё равно жеж страшно.
Вот он, один из эстетических принципов соцреализма: судьба конкретных героев должна быть отражением судеб страны. Без этого роман не напечатают и пьесу не поставят.
И этот принцип работает в "Турбиных" как турбина, простите за каламбур.
Проиграл ли сюжет от этого?
ИМХО, только выиграл. Более высокий уровень обобщения.
Про Киев оно, конечно, тоже интересно. Но мне про судьбы офицерства - интереснее.
...забегая вперед.
Таким "номером два без номера раз" потом будет Ефремов. Вся эстетика соцреализма в боевом строю, но то-то у его романов были проблемы из-за идеологии...
Тут и в рамках контекста смешивают два совершенно разных явления:
Номер раз. Советское искусство (литература в частности) как отражение советской идеологии. Это как правило мрачно и уныло, и об этом не будет речи в этой саге.
Номер два. Советское искусство как совокупность художественных принципов. И вот это - интересно к изучению, а в лучших вещах - блистательно.
Это пока еще я говорю вещи привычные. А теперь ловите мыслю свежую.
"Номер два" может быть и БЕЗ "номера раз". Иными словами, вещь может вполне воплощать в себе эстетические принципы советского искусства, но не нести советской идеологии ВААЩЕ. (Хотя и не идти против.)
Знакомьтесь: М.А. Булгаков "Дни Турбиных". Советская эстетика на полном ходу.
Жил да был роман "Белая Гвардия". Фантастически прекрасный по языку, но я щас не о языке. Я о содержании.
Содержание же его просто: Киев перед взятием Петлюрой, само взятие и малёк после.
То есть локальное событие гражданской войны. Один город, один эпизод.
Герой, которого мы принуждены называть главным, - дохтур Турбин - самим же Булгаковым назван тряпкой. Персонаж, которого события несут, как ручей щепку.
...и вот перебирается Михал свет-Афанасьич в ненавидимую им Москву, и вот пытается он адаптировать роман для МХТ, и вот описывает он в "Театральном романе", как ему по живому текст режут, хлюп-хлюп-хлюп...
...и получается пьеса, которая создает образ царского офицерства вообще. Судьба одной, отдельно взятой семьи становится знаком судеб всего дворянства, офицерства и части мещанства заодно.
Помните ли вы грозное слово "типическое", высеченное в граните и отлитое в железобетоне советской науки? Помните ли вы хотя бы по "Карнавальной ночи", где Огурцов выносил этим словом приговоры? - пусть пародийно, но всё равно жеж страшно.
Вот он, один из эстетических принципов соцреализма: судьба конкретных героев должна быть отражением судеб страны. Без этого роман не напечатают и пьесу не поставят.
И этот принцип работает в "Турбиных" как турбина, простите за каламбур.
Проиграл ли сюжет от этого?
ИМХО, только выиграл. Более высокий уровень обобщения.
Про Киев оно, конечно, тоже интересно. Но мне про судьбы офицерства - интереснее.
...забегая вперед.
Таким "номером два без номера раз" потом будет Ефремов. Вся эстетика соцреализма в боевом строю, но то-то у его романов были проблемы из-за идеологии...
Блин. Только что поняла, что сужу по этому принципу все искусство. И наше, и не наше... И как-то озвученный вот так мне этот принцип не нравится. Хотя, конечно, местами нужен. Хм.
Спасибо за пост
Я вот тоже, на "Тихий Дон" из-за того же ругалась. А принцип хороший, не? Для серьезной книги-то.