всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Была сегодня лекция по Тютчеву.
И я говорю стандартные (для меня) вещи, что вот, мол, был Пушкин, у него природа это то, что видят наши глазки: "Встает заря во мгле холодной...", волки там ходят, всадники от него скачутЬ - берем ручку, бумашшшку и в меру наших художественных способностей рисуем эту картину.
Пейзаж Пушкина иллюстрируем без проблем.
Был Лермонтов. А еще был Мережковский, и писал он про лермонтовские пейзажи, что они всегда сюжетны. Сосна (которая на севере диком вполне иллюстрируемо качается на голой вершине в первых строках) тоскует о пальме; отношения тучки с утесом способны вызвать слезу у романтической девушки, а уж простое беление паруса в море сюжетно настолько, что писано-переписано сочинений о нем.
Пушкинский пейзаж - картина. Лермонтовский пейзаж - сюжет.
А Тютчев делает шаг дальше.
Природа как таковая его не интересует. "Не то, что мните вы, природа"... то, что можно глазками посмотреть, - не для него. Он тех, кто видит в природе только картинку, запечатлеваемую фотиком туриста, обозвал слепыми в том же стихотворении.
И даже не в оживающих абстракциях дело, хотя "здесь великое былое словно дышит в забытьи" - в стихах о всего лишь отражении монастыря в озере. И "льется лазурь" в финале казалось бы известного "Есть в осени первоначальной...". Но это частности.
Для Тютчева описание природы - это описание человеческой души, переживающей некий пейзаж, ночь, море.
(Тут должно быть много цитат, но я не главу пишу, а треп ЖЖшный, поэтому не полезу в конспект. Сами ищите!)
И я вспоминаю случай, который был со мной, когда я работала в одном художественном вузе. Привезли мы толпу студентов в Суздаль. Искусствоведам со мной ходить по церквям и изучать, а художникам - писать пейзажи.
И вот - Суздаль, вал, за валом река, луга, деревца, дальний лес, вечернее небо. И стоят на валу бок-о-бок два этюдника, студента и профессора из мастерской пейзажа. У студента на холсте всё, что я уже перечислила. А у профессора... тишина и благодать летнего вечера.
То есть физически нарисованы одни и те же объекты. А - ну небо и земля, насколько разные картины! Вернее, одна - картина, а вторая - ученический этюд.
В этом и разгадка "загадки русской души": нам ценен не объект, а переживания по поводу его. Не пейзаж, а передаваемое им настроение.
Так что когда перед нами пейзажное стихотворение, которое просто картинка природы, то это или Пушкин - или графомань ;)

@темы: Россия, работаю потихоньку, литература

Комментарии
15.08.2014 в 20:33

Пустоты и покоя? Аха. )) И не только!
Так что когда перед нами пейзажное стихотворение, которое просто картинка природы, то это или Пушкин - или графомань ;)
:vo:
16.08.2014 в 03:58

Так что когда перед нами пейзажное стихотворение, которое просто картинка природы, то это или Пушкин - или графомань ;)
Хм. А вот это?
Весна
И звенят и гремят
вдоль проездных дорог
За каймою цветов
многоголосые
Хоры птиц на дубах
с близких лагун и гор;
Там вода с высоты
льется студеная,
Голубеющих лоз —
всходов кормилица.
По прибрежью камыш
в шапках зеленых спит.
Чу! Кукушка с холма
гулко-болтливая
Все кукует: весна.
Ласточка птенчиков
Под карнизами крыш
кормит по улицам,
Хлопотливо мелькнет
в трепете быстрых крыл,
Чуть послышится ей
тонкое теньканье.
16.08.2014 в 10:41

в начале было слово. и слово было в творительном падеже
ой! я как раз сегодня думала про поэзию как попытку сделать снимок некой "картинки", и что да, даже хотя это картинка, у кого-то она получится сюжетной, у кого-то чисто эстетически-созерцательной ("смотрите, какие цвета!"), а у кого-то она будет передачей настроения и дум самого фотографа. не могла сформулировать последний тезис, а теперь прочитала и как-то все с тало на свои места.

спасибо за пост!!
16.08.2014 в 13:22

Любая (хорошая) лирика - передача настроений, мыслей, внутренних состояний (не обязательно своих) - вне зависимости от того, что используется поэтом в качестве материала. Это родовое качество лирики, и в этом смысле Пушкин Лермонтов и Тютчев ничем друг от друга не отличаются. Они по-разному выстраивают субъект-объектное или межсубъектное пространство при работе с пейзажем - факт. Но приведенное описание ... скажем так, не особенно корректно. Ну, в качестве примера: Пушкин - "Погасло дневное светило", "Бесы", "Вновь я посетил"... да хоть "Воспоминания в Царском Селе". Многое на самом деле.Картины природы? Да. Сюжетность? Еще как. Оригинальность Лермонтова не в наличии сюжета (хотя статику он, пожалуй, в самом деле не признает, то есть можно говорить о том, что динамика в пейзаже Лермонтова обязательна, а в пушкинском нет). А вот специфика у Лермонтова в том, что Пушкин рассматривает природу онтологично - важно, что она ЕСТЬ (и это прежде всего решает проблему онтологии лирического героя - он, выходит, тоже ЕСТЬ), при этом Природа то ли объект, то ли иной субъект, но она вне лирического героя, объективна, для его переживаний - повод, контекст, иногда даже причина, но не более чем. А вот Лермонтов выстраивает систему эмоциональной, субъектной эквивалентности. Природа сугубо экзистенциальна. Она интересна потому, что она испытывает те же переживания, что и лирический герой (а значит, ей можно сопереживать). Или те, которые ему очень хочется испытывать (завистлив он, ох завистлив, никогда бы не сказал "Здравствуй племя младое, незнакомое!"). Или, наконец, то, что герой природе приписывает, потому что уверен, что все обязаны испытывать то же самое, что в данный момент испытывает он ("А он, мятежный, просит бури" - то-то на корабле обрадовались!). То есть он или подменяет природу собой, или очень хочет подменить, а значит - природы как таковой не видит, для героя Лермонтова важен только он сам. В отличие от Пушкина, который таки да фиксирует - оно ЕСТЬ (и только в этом смысле, пожалуй, родствен фотоаппарату, причем часто панорамному, в то время как у Лермонтова взгляд узконаправленный).
Ну а с Тютчевым все намного запутаннее на самом деле.
18.08.2014 в 00:54

всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Mim, что это - я не знаю ( в смысле автора). Не Пушкин, лет на 80 попозже. Не графомань, признаю. Просто хорошие стихи.
В остальном - ты примерно о том же, но с другого ракурса :) Там, где я вижу сюжетность, ты видишь причину сюжетности :)