всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Я поняла, чем мне категорически не нравится нынешнее "празднование" Хеллоуина.
Были традиционные люди. Они жили рядом со смертью. Вдумайтесь: каждый год кто-то из твоих родных или, в лучшем случае, знакомых умирает. И это если нет неурожая, войны и т.п.
И вот приходит день, когда ты отчаянно говоришь: "А вот!" - и сам делаешь шаг навстречу Смерти. Ты сам надеваешь ее маску, делаешь Джека-фонарщика, зовешь мертвых предков пировать...
И есть мы.
В нашей современной жизни смерти, парадоксально, - нет. Вспомните, когда последний раз вы переживали смерть родного или знакомого?
Современная цивилизация всячески продлевает жизнь, мы вечно юны, мы считаем "как ты молодо выглядишь" лучшим комплиментом... мы обязаны всячески любую информацию о смерти табуировать, обозначать рейтинг 21+ и т.д.
И, не видя и не зная смерти, мы (то есть современная культура) играем с ней. Понарошку. Ни разу не видя мертвого тела - рисуем на личике череп аквагримом, постим черепушки в блоги...
И вот эта инфантильная игра вместо древней смелости от отчаянья... вот она для меня мучительна.
Были традиционные люди. Они жили рядом со смертью. Вдумайтесь: каждый год кто-то из твоих родных или, в лучшем случае, знакомых умирает. И это если нет неурожая, войны и т.п.
И вот приходит день, когда ты отчаянно говоришь: "А вот!" - и сам делаешь шаг навстречу Смерти. Ты сам надеваешь ее маску, делаешь Джека-фонарщика, зовешь мертвых предков пировать...
И есть мы.
В нашей современной жизни смерти, парадоксально, - нет. Вспомните, когда последний раз вы переживали смерть родного или знакомого?
Современная цивилизация всячески продлевает жизнь, мы вечно юны, мы считаем "как ты молодо выглядишь" лучшим комплиментом... мы обязаны всячески любую информацию о смерти табуировать, обозначать рейтинг 21+ и т.д.
И, не видя и не зная смерти, мы (то есть современная культура) играем с ней. Понарошку. Ни разу не видя мертвого тела - рисуем на личике череп аквагримом, постим черепушки в блоги...
И вот эта инфантильная игра вместо древней смелости от отчаянья... вот она для меня мучительна.
Sati FlameRose, Вам - "И вообще за смертью надо гоняться. Тогда она испугается и убежит, — решительно заявил Ягун.
Немного суеверной Тане, убежденной не без оснований, что все слова материальны, это утверждение показалось слишком смелым.
— А если не убежит? Если скажет: «Ах! Какой милый мальчик! Ну пусть он меня догонит, если ему так хочется!» — заметила она."(с)
alwdis, согласна по поводу того, что с этой темой надо быть поосторожнее.
"Двое детей, наряженных тыквами, семенят через площадь, витрины разукрашены бумажными пауками — пошлые ухищрения маглов, копирующих мир, в который они не верят…"(с)
И ещё.
"Зачем кольцо мне с мертвой головою, когда такая же под кожею лица?"(с)
Не вижу в ней ничего криминального.
Сама не отмечаю, как-то скучно. Нет интереса к Хэллоуину.
Вот тогда-то я и умру.
Читаем медленно и внимательно: "мы (то есть современная культура)". Собравшиеся тут ей в чем-то перпендикулярны. Хотя - в чем-то. При всей вашей открытости миру (отчего смерть к вам гораздо ближе) - понятно же, что сто лет назад в любой деревне со смертью встречались чаще.
Hamajun, да, всё так. Хаэнара, угу.
Нуремхет, психология человека сильно изменилась за последние сто лет. Я об этом практически в каждой лекции говорю, в т.ч. и в бесплатных, можно послушать..
Наэргоннен, см. мой ответ Фирнвен и Нинквэ. У фэндома и душа более открыта, и круг общения шире (отчего смерть друга знакомых врывается в нашу жизнь чаще; далеко ходить не надо - вчерашний пост "Волков Мибу"!). По сути ты меня понял.
Я не могу сказать про каждого конкретного человека и фестралов, но про тенденцию сказать могу. Я культуролог, это моя работа - видеть
фестраловтенденции.Ритуал - это работа со своими эмоциями (через коллективные эмоции). И то, что сейчас с зомбятником, - это эффект восковых фруктов. Они похожи на настоящие, но не пригодны в еду. То есть ритуал полностью переосмыслен.
Моральная подготовка к принятию смерти превращается в усиленное бегство от нее.
Согласен скорее с Фирнвен. Тем более в контексте излишней табуированности - пусть хотя бы играют. Тем более, что такая игра отчасти и вырастает как протест этому неразумному "табу": мол, вы запрещаете, а мы вам так! И черепушки, и модные игры про зомби (у меня вон ребенок сидит играет)... Это все - естественный, почти детский протест против "жопа есть, а слова нет". В каком-то смысле, тоже крик отчаяния... Поищу, может быть, найду очень дельную статью об этом.
И да - таки не только и не столько в фандоме и контркультурности дело.
Каждый день выезжая из дома куда-то, я проезжаю мимо кладбища. Своих на другом кладбище навещаю раз-два в году стабильно. + патологоанатом в списке бывших + врачи в списках друзей + милиция в родне = постоянные разговоры о смертях, так или иначе.
Житель мегаполиса мало чем отличается от средневекового жителя в плане частоты смертей, ИМХО.
Другое дело, что для тебя этот мёртвый - просто обезличенный набор костей и мяса, а не сосед/брат/друг/денег должен был/...
И да, обилие всего этого вокруг нисколько не мешало мне поехать в Питер на неделе и играться там в зомби-апокалипсис.
[Тихий Демон], еще раз и медленно.
Гамаюн абсолютно верно употребила термин: массовая культура. Все мы тут к массовой культуре не относимся. Поэтому наш личный опыт и его трактовка - нерелевантна.
И лично я могу по пальцам одной руки пересчитать случаи, когда мертвое тело находилось в хотя бы относительно безлюдном месте. Метро, площади, транспорт, дороги - всё это кишит как смертью, так и потенциальными свидетелями. И в СМИ полно фото и видео настоящих смертей. Молчу уже про огромное количество "виртуальных трупов" - страничек умерших людей в соц. сетях, и других их следов пребывания в этом пространстве.
Ну то есть да, вчера у соседки ребенок помер, сегодня у меня, ну пустяки, дело житейское, еще родим. Муж помер - хуже, но ладно, поле сыновья вспашут, а так хоть бить не будет. Я помираю - ох, неужели отмучилась.
Это я утрирую, конечно. И детей, и мужей тоже любили, и от смерти пытались укрыться... Но воспринимали ее при этом куда спокойнее и органичнее. "Помер мой Ваня..." и далее по тексту.
Сейчас умирать в чем-то страшнее. И близость смерти - ощутимее, когда она тебя таки касается. Рельефнее. От этого и стремление к "вечной юности" - но и зомби-зомби тоже от этого. Чтобы было не страшно, можно спрятаться под кроватью - или смеяться.
Хороший и любимый мной пример, кстати - мексиканский День Мертвых. Как раз, кстати, сегодня))) Вполне такой традиционный - и вместе с тем очень смахивающий на нынешние Хэллоуины со своими сахарными черепами и плясками.
Поэтому "мы - фэндом" в чем-то часть общей картины, в чем-то - исключение.
Miriltano, прости, это медицина. Антибиотики.
Дальше добавляем голод-неурожай, эпидемию и т.д.
Наэргоннен, не утрируешь, нормально.
Сейчас умирать страшнее - да, риск смерти снижен, поэтому и страшнее.
Проблема в том, что когда ДУМАЕШЬ о смерти и надеваешь маску черепа - это одно, когда мыслей о ней нет и играешь в зомби - вот это тот инфантилизм, о котором я и говорю.
Но каждый видит со своего угла, в любом случае)
Вот поют девушки подблюдные песни. Их, то есть девушек, собирается десяток, не меньше, иначе неинтересно.
И в 19 веке среди этих песен обязательно одна - просто на смерть, и еще парочка - то ли болезнь, то ли смерть. То есть норма, что на 10-15 подруг одна за год точно умрет, а может и не одна.
И вот в 21 веке собираются 10-15 любительниц фольклора. И тоже поют поблюдные. И категорически не поют смертной песни - и не потому, что боятся смерти, а потому, что вероятность смерти одной из них в течение года равна НУЛЮ.
Давай я поясню на примере. Вот есть у нас среднестатистический современный Вася Пупкин. У этого Васи по статистике максимум 2-3 брата или сестры, больше - редкость. У родителей тоже по 2-3 брата, то есть дядьев и теток и Васи 4-6. Плюс 2-3 своих ребенка, плюс родители да бабушки с дедушками. То есть даже теоретически он может наблюдать максимум 18 смертей близких родственников за жизнь, больше просто родственников нет. На самом деле он увидит примерно половину, так как благодаря хорошей медицине практически все родственники младше Васи его переживут.
А теперь представим, что женщины в наше время рожают как в 19 веке по 15-20 детей. Тогда у Васи будет 30-40 дядьев и теток, все они доживут до момента рождения Васи и умрут при его жизни. Из его младших братьев, которых у него тоже 15-20, и детей (тоже 15-20) не умрет никто. То есть умрет, конечно, но Вася этого уже не увидит. (Считаем Васю старшим сынов в семье для простоты выкладок). И того 30-40 смертей всего.
Что же будет со среднестатистическим Иваном Имяреком из 19-го века? Половина из его 15-20 младших братьев умрет на его глазах молодыми, то же и с его детьми. Того 15-20 смертей. Но из 30-40 дядьев половина также умрет молодыми до рождения Ивана. Таким образом сам Иван увидит смерть только половины из низ, то есть 15-20 смертей. И того те же 30 - 40 смертей, как и у Василия. Только у Василия умирали исключительно старики, а у Ивана и старики, и молодые поровну.
И да, на всякий случай повторю, что я не спорю с основным выводом статьи. Да, сейчас мы видим значительно меньше смертей. Но не потому что сейчас умирает меньше людей, а потому что а) семьи сейчас меньше; б) живут люди раздельно и обособленно; в) умирают часто в больницах, то есть не на глазах у родственников; г) из-за того самого табу, о котором ты писала, когда смерть прячут фактически. Плюс к этому, умирают преимущественно в пожилом возрасте, что не влияет на само количество увиденных смертей, но сильно меняет эмоциональный эффект от события.
Вспомнила одну книгу, которая в некоем роде примирила меня со смертью. Я живу в промышленном районе, под окнами у меня два вокзала, вагоноремонтный завод, крупяная фабрика и автостоянка. Летом 2015 года у автовокзала клали асфальт, и по жаре промышленные запахи поднимались в воздух и создавали некую удушливую пелену, в которой я стала реально бояться умереть или заболеть от недостатка воздуха. И вот тогда же летом я прочитала "Исчезнувший мир" Йозефа Августы о дочеловеческих, доисторических временах. Его героями были древние животные, которые на протяжении повести умирали десятками. Но — странное дело — эти смерти не пугали меня и даже не выглядели как смерти, потому что происходили среди яростного биения жизни и не создавали ощущения утраты. И как-то я сама стала спокойнее относиться к возможности задохнуться, а там и лето прошло.
Но за последние десятилетия тему смерти стали обходить стороной, с детьми о смерти не говорят и даже порою не берут на похороны близких родственников. Мол, пусть бабушку живой помнит, зачем ему эти лишние переживания. Или собачка/кошечка/хомячок сбежали... Родители отказываются обсуждать тему смерти даже у смертельно больных детей, когда им прямо говоришь об этом. Просто уходят или просят не говорить об этом, так как это "убивает их надежду". Нет, встречаются нормальные родители, которые приезжают в реанимацию к умирающим детям и держат их на руках, разговаривают, укачивают, целуют, а потом сидят рядом с телом, пока проходят положенных два часа после реанимационных действий.
Большинство же людей отстраняется. Они не хотят видеть процесс умирания, предоставив это врачам и медсёстрам. Своих детей, родителей, друзей - казалось бы родных людей. "Доктор, а вы же позвоните, когда он уйдёт/покинет нас/его не станет (нет-нет, только не скажем умрёт)". Они все жутко боятся смерти. Они не хотят, чтобы ребёнок умер дома. Но ведь всем хочется в последние минуты быть рядом с близкими. И никто себя не ставит на место умирающего. Да, нам это тяжело представить - мы пока не умирали. Отчасти мне легче представить, потому что по крайней мере два раза я уже прощалась с жизнью, а один раз даже удивилась, что жива, выйдя из комы. Честно, не ожидала, да и товарищи по несчастью рядом умерли. Я тогда даже заплакала, осознав, что за чудеса делали врачи и мои родители, чтобы я выжила.
Но могу точно сказать, что когда ты умираешь/лежишь в реанимации, то очень хочется, чтобы рядом с тобой были друзья и родственники, а не хамоватая санитарка, которую лишний раз не попросишь чем-то тебе помочь. И гораздо проще просить об этом близких. Они и сами помощь не раз предложат, и поправят всё, и волосы расчешут и заплетут, и до туалета сносят, чтобы не в судно ходить. Очень рада, что тот страшный месяц близкие были рядом.
Раньше это было естественно, что они будут рядом. Теперь за это приходится иногда биться.
Часто слышу жалобы, мол, в реанимации не пускают. Я лично могу пожаловаться, что не дозовёшься родни-то, куда там уж "не пускаем". Порой соцслужбами запугивать приходится. А потом придут и сидят, как в гостях - ни памперс сменить, ни накормить, ни за ручку умирающего подержать. Мол, мы долг выполнили - пришли и даже поплакали над ним. От таких визитов, наверно, только хуже.
Боятся люди смерти, очень боятся и даже знать про неё не хотят. И тем более видеть.
Лично мне нравится Хэллоуин тем, что это лишний повод поговорить с маленькими племянниками о смерти как обычном жизненном явлении и умении радоваться каждому дню, осознавая, что другого может и не наступить. Просто в нашей жизни довольно трудно найти другой такой удобный повод поднять эту тему.