всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Я поняла, чем мне категорически не нравится нынешнее "празднование" Хеллоуина.
Были традиционные люди. Они жили рядом со смертью. Вдумайтесь: каждый год кто-то из твоих родных или, в лучшем случае, знакомых умирает. И это если нет неурожая, войны и т.п.
И вот приходит день, когда ты отчаянно говоришь: "А вот!" - и сам делаешь шаг навстречу Смерти. Ты сам надеваешь ее маску, делаешь Джека-фонарщика, зовешь мертвых предков пировать...
И есть мы.
В нашей современной жизни смерти, парадоксально, - нет. Вспомните, когда последний раз вы переживали смерть родного или знакомого?
Современная цивилизация всячески продлевает жизнь, мы вечно юны, мы считаем "как ты молодо выглядишь" лучшим комплиментом... мы обязаны всячески любую информацию о смерти табуировать, обозначать рейтинг 21+ и т.д.
И, не видя и не зная смерти, мы (то есть современная культура) играем с ней. Понарошку. Ни разу не видя мертвого тела - рисуем на личике череп аквагримом, постим черепушки в блоги...
И вот эта инфантильная игра вместо древней смелости от отчаянья... вот она для меня мучительна.

@темы: мифология

Комментарии
01.11.2017 в 05:24

Согласна с Вами. Люди забыли, о чем был этот праздник. Хотя, так можно про многие праздники сказать.
01.11.2017 в 06:01

Нежная нежить
Современная цивилизация не обратила нас в бессмертных. Как бы молодо мы ни выглядели, как бы хорошо себя ни чувствовали - каждый носит в себе свою смерть и знает об этом, и поэтому, имхо, имеет право раз в год над ней поглумиться.
01.11.2017 в 06:11

Василиск лорда Слизерина
Уж простите, я сегодня цитатами, очень они "в кассу"...)))
Sati FlameRose, Вам - "И вообще за смертью надо гоняться. Тогда она испугается и убежит, — решительно заявил Ягун.
Немного суеверной Тане, убежденной не без оснований, что все слова материальны, это утверждение показалось слишком смелым.
— А если не убежит? Если скажет: «Ах! Какой милый мальчик! Ну пусть он меня догонит, если ему так хочется!» — заметила она."(с)
alwdis, согласна по поводу того, что с этой темой надо быть поосторожнее.
"Двое детей, наряженных тыквами, семенят через площадь, витрины разукрашены бумажными пауками — пошлые ухищрения маглов, копирующих мир, в который они не верят…"(с)

И ещё.
"Зачем кольцо мне с мертвой головою, когда такая же под кожею лица?"(с)
01.11.2017 в 06:23

Нежная нежить
Хаэнара, ну вот как-то так, да)) И в принципе, почему бы нет, рано или поздно всё равно же придется)
01.11.2017 в 07:05

aka Айша
Мы с Мимом как-то писали про это табуирование смерти и того, что с ней связано, в нынешней культуре. Ну... в масс-культе. Причем из этого же вырастает интерес к вампирам и зомби, тяга к постапокалиптике. Общество само тяготится навязанным табу и обязанностью быть молодым, что подразумевает "быть живым". Ну и отвечает в той гламуризованной форме, которая делает тему смерти допустимой в общественном месте.
01.11.2017 в 07:42

Мэри и баран
Это просто повод повеселиться и попраздновать. Забава.
Не вижу в ней ничего криминального.

Сама не отмечаю, как-то скучно. Нет интереса к Хэллоуину.
01.11.2017 в 08:44

Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
Я каждый год сталкиваюсь со смертью знакомых мне людей. Не все из них "не просто так знакомые", но достаточная доля, чтобы замечать высоту этого прилива. Так уж вышло. С человеческим отчаянием, бедой и прочими "приметами темного времени" - того чаще. И вот знаешь, я имею сказать - пусть играют. Пусть смеются, вырезают тыквочки, пляшут и все такое прочее. Пока они играют, ничто лишнее к ним не подойдет. Ну не игрой приманиваются голодные твари.
01.11.2017 в 09:20

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
Знаешь, количество моих мертвых и моего мертвого за последние годы таково, что за тех, к кому еще не пришло, я могу только радоваться. Потому что если я перестану за них радоваться, я очень захочу их съесть.
Вот тогда-то я и умру.
01.11.2017 в 09:37

дикий котанчик
Обычно я соглашаюсь с тем, что современные люди куда более мягкотелы и инфантильны, чем представители традиционных культур, но конкретно с этим постом согласиться не могу. Смерть родных не для всех и не всегда является ударом (нынче не все привязаны к родственникам), по силе отчаяния ей могут соответствовать тысячи бед, с которыми человек часто сталкивается и в нынешнем мире, и отчаянная смелость свойственна не только нашим предкам, но и современникам.
01.11.2017 в 10:55

Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем - кто тогда рассеет тьму?
Ну в общем да, и я, и многие из моего окружения регулярно сталкиваются со смертью. Логичной и ожидаемой, внезапной и нелепой...разной. Но табуированность этой темы мне тоже не нравится. Поэтому своего мелкого я в стороне от нее не держу. И, надо сказать, нифига не наблюдают поломанной на этой теме психики и "ах, деточка же напугается".
01.11.2017 в 12:39

всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
firnwen, ninquenaro, вы чё мне пытаетесь доказать??? Что вы - масс-культура? Так не поверю. Что у для вас Хеллоуин - повод прикольнуться на тему зомби? Да-да?
Читаем медленно и внимательно: "мы (то есть современная культура)". Собравшиеся тут ей в чем-то перпендикулярны. Хотя - в чем-то. При всей вашей открытости миру (отчего смерть к вам гораздо ближе) - понятно же, что сто лет назад в любой деревне со смертью встречались чаще.
Hamajun, да, всё так. Хаэнара, угу.
Нуремхет, психология человека сильно изменилась за последние сто лет. Я об этом практически в каждой лекции говорю, в т.ч. и в бесплатных, можно послушать..
Наэргоннен, см. мой ответ Фирнвен и Нинквэ. У фэндома и душа более открыта, и круг общения шире (отчего смерть друга знакомых врывается в нашу жизнь чаще; далеко ходить не надо - вчерашний пост "Волков Мибу"!). По сути ты меня понял.
01.11.2017 в 12:46

Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
alwdis, хотим мы этого или нет, мы - люди современной культуры. Даже когда мы контркультурны. Даже когда сознательно от нее дистанцируемся. Это раз. Два - ты не можешь знать за каждого встреченного, видит ли он фестралов, if you follow me. Приличная часть моего знакомства с темой смерти к фэндомности отношения не имеет, к количеству знакомых тоже, а вот к общей динамике смертности - вполне. Три - специфические методы защиты, встроенные в обычаи подобных праздников, работают, даже если празднующий не вкуривает фишку. Вот и пусть работает.
01.11.2017 в 12:55

всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
firnwen, всё примерно так, кроме последнего пункта.
Я не могу сказать про каждого конкретного человека и фестралов, но про тенденцию сказать могу. Я культуролог, это моя работа - видеть фестралов тенденции.
Ритуал - это работа со своими эмоциями (через коллективные эмоции). И то, что сейчас с зомбятником, - это эффект восковых фруктов. Они похожи на настоящие, но не пригодны в еду. То есть ритуал полностью переосмыслен.
Моральная подготовка к принятию смерти превращается в усиленное бегство от нее.
01.11.2017 в 13:01

Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем - кто тогда рассеет тьму?
alwdis, по сути я тебя понял, но по сути же не согласен)
Согласен скорее с Фирнвен. Тем более в контексте излишней табуированности - пусть хотя бы играют. Тем более, что такая игра отчасти и вырастает как протест этому неразумному "табу": мол, вы запрещаете, а мы вам так! И черепушки, и модные игры про зомби (у меня вон ребенок сидит играет)... Это все - естественный, почти детский протест против "жопа есть, а слова нет". В каком-то смысле, тоже крик отчаяния... Поищу, может быть, найду очень дельную статью об этом.

И да - таки не только и не столько в фандоме и контркультурности дело.
01.11.2017 в 13:55

Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
alwdis, я тебе научными словами не отвечу. Я периодически держу это в руках как процесс и живых людей, и вижу, что оно работает. И как именно работает - тоже вижу.
01.11.2017 в 21:04

но нету слонёнка
alwdis, не очень понял, осознаешь ли ты это факт или нет, но на всякий случай уточню. Частота встреч со смертью никак не зависит от продолжительности жизни. Это, разумеется, никак не влияет на общий вывод поста, просто причины менее частых встреч со смертью другие.
01.11.2017 в 21:34

Я Н(е/и)кто из Ниоткуда
Тоже несколько не соглашусь с якобы отрывом от смерти современного человека. Я уже похоронила человек 10 к своим 28 и вижу трупы, в среднем, по одному в неделю-две. А когда работала недалеко от трёх вокзалов - стабильно раз в три дня: либо когда шла на работу, либо когда уходила со смены домой. Мёртвых животных и птиц не считаю.
Каждый день выезжая из дома куда-то, я проезжаю мимо кладбища. Своих на другом кладбище навещаю раз-два в году стабильно. + патологоанатом в списке бывших + врачи в списках друзей + милиция в родне = постоянные разговоры о смертях, так или иначе.
Житель мегаполиса мало чем отличается от средневекового жителя в плане частоты смертей, ИМХО.
Другое дело, что для тебя этот мёртвый - просто обезличенный набор костей и мяса, а не сосед/брат/друг/денег должен был/...

И да, обилие всего этого вокруг нисколько не мешало мне поехать в Питер на неделе и играться там в зомби-апокалипсис.
01.11.2017 в 22:40

всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Miriltano, прости, когда жена рожала каждый год и выживало... гм, от такой продолжительности жизни частота встреч со смертью зависит прямо.
[Тихий Демон], еще раз и медленно.
Гамаюн абсолютно верно употребила термин: массовая культура. Все мы тут к массовой культуре не относимся. Поэтому наш личный опыт и его трактовка - нерелевантна.
01.11.2017 в 23:05

Я Н(е/и)кто из Ниоткуда
alwdis, ладненько. Но кто тогда формирует эту массовую культуру? Не такие же люди, как мы? Людей, кто действительно выделяется на фоне тысяч других - мало.
И лично я могу по пальцам одной руки пересчитать случаи, когда мертвое тело находилось в хотя бы относительно безлюдном месте. Метро, площади, транспорт, дороги - всё это кишит как смертью, так и потенциальными свидетелями. И в СМИ полно фото и видео настоящих смертей. Молчу уже про огромное количество "виртуальных трупов" - страничек умерших людей в соц. сетях, и других их следов пребывания в этом пространстве.
01.11.2017 в 23:14

но нету слонёнка
alwdis, От того, что рожала каждый год, да зависело, так как тупо больше родственников, т.е. больше людей, чья смерть скорее всего произойдет у тебя на глазах. От того, что они умирали рано - нет. Это обычная математика.
01.11.2017 в 23:57

Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем - кто тогда рассеет тьму?
На самом деле, ИМХО, постоянность присутствия смерти наоборот ее несколько обесценивала.
Ну то есть да, вчера у соседки ребенок помер, сегодня у меня, ну пустяки, дело житейское, еще родим. Муж помер - хуже, но ладно, поле сыновья вспашут, а так хоть бить не будет. Я помираю - ох, неужели отмучилась.
Это я утрирую, конечно. И детей, и мужей тоже любили, и от смерти пытались укрыться... Но воспринимали ее при этом куда спокойнее и органичнее. "Помер мой Ваня..." и далее по тексту.
Сейчас умирать в чем-то страшнее. И близость смерти - ощутимее, когда она тебя таки касается. Рельефнее. От этого и стремление к "вечной юности" - но и зомби-зомби тоже от этого. Чтобы было не страшно, можно спрятаться под кроватью - или смеяться.

Хороший и любимый мной пример, кстати - мексиканский День Мертвых. Как раз, кстати, сегодня))) Вполне такой традиционный - и вместе с тем очень смахивающий на нынешние Хэллоуины со своими сахарными черепами и плясками.
02.11.2017 в 00:13

всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
[Тихий Демон], массовую культуру формирует, прежде всего, общая психология (снижение уровня опасности и агрессии в обществе), изменения эмоционального фона - и компенсация этого.
Поэтому "мы - фэндом" в чем-то часть общей картины, в чем-то - исключение.

Miriltano, прости, это медицина. Антибиотики.
Дальше добавляем голод-неурожай, эпидемию и т.д.

Наэргоннен, не утрируешь, нормально.
Сейчас умирать страшнее - да, риск смерти снижен, поэтому и страшнее.
Проблема в том, что когда ДУМАЕШЬ о смерти и надеваешь маску черепа - это одно, когда мыслей о ней нет и играешь в зомби - вот это тот инфантилизм, о котором я и говорю.
02.11.2017 в 00:24

Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем - кто тогда рассеет тьму?
alwdis, спорно...
Но каждый видит со своего угла, в любом случае)
02.11.2017 в 00:32

Bats
alwdis, мне кажется, что Хэллоуинн - это праздник смерти всего, что отжило и мешает трансформации. Ранняя фиксация на внешних смертях перешла в концентрацию на внутреннем, только и всего.
02.11.2017 в 00:33

но нету слонёнка
alwdis, при чем здесь медицина? Медицина не делает людей бессмертными. И умирает каждый только один раз. Значит в среднем количество смертей родственников, которое увидит человек в жизни зависит от количества у него родственников, а не от продолжительности их жизни.
02.11.2017 в 01:39

всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Miriltano, при математике, при математике здесь медицина. И при культурологии.
Вот поют девушки подблюдные песни. Их, то есть девушек, собирается десяток, не меньше, иначе неинтересно.
И в 19 веке среди этих песен обязательно одна - просто на смерть, и еще парочка - то ли болезнь, то ли смерть. То есть норма, что на 10-15 подруг одна за год точно умрет, а может и не одна.
И вот в 21 веке собираются 10-15 любительниц фольклора. И тоже поют поблюдные. И категорически не поют смертной песни - и не потому, что боятся смерти, а потому, что вероятность смерти одной из них в течение года равна НУЛЮ.
02.11.2017 в 06:39

I'm not good. I'm not nice. I'm just right. (с) "Into the Woods"
alwdis, не равна, даже если не брать в рассчёта несчастные случаи.
02.11.2017 в 10:38

но нету слонёнка
alwdis, а я с этим спорю? Нет, я с этим не спорю. Но происходит это из-за того, что этим подружкам по 20-30 лет. За каждую не умершую 20-30 летнюю подружку умрет одна 60 -70 летняя бабушка. КОЛИЧЕСТВО СМЕРТЕЙ ТО ЖЕ САМОЕ. И медицина не может на это повлиять.

Давай я поясню на примере. Вот есть у нас среднестатистический современный Вася Пупкин. У этого Васи по статистике максимум 2-3 брата или сестры, больше - редкость. У родителей тоже по 2-3 брата, то есть дядьев и теток и Васи 4-6. Плюс 2-3 своих ребенка, плюс родители да бабушки с дедушками. То есть даже теоретически он может наблюдать максимум 18 смертей близких родственников за жизнь, больше просто родственников нет. На самом деле он увидит примерно половину, так как благодаря хорошей медицине практически все родственники младше Васи его переживут.

А теперь представим, что женщины в наше время рожают как в 19 веке по 15-20 детей. Тогда у Васи будет 30-40 дядьев и теток, все они доживут до момента рождения Васи и умрут при его жизни. Из его младших братьев, которых у него тоже 15-20, и детей (тоже 15-20) не умрет никто. То есть умрет, конечно, но Вася этого уже не увидит. (Считаем Васю старшим сынов в семье для простоты выкладок). И того 30-40 смертей всего.

Что же будет со среднестатистическим Иваном Имяреком из 19-го века? Половина из его 15-20 младших братьев умрет на его глазах молодыми, то же и с его детьми. Того 15-20 смертей. Но из 30-40 дядьев половина также умрет молодыми до рождения Ивана. Таким образом сам Иван увидит смерть только половины из низ, то есть 15-20 смертей. И того те же 30 - 40 смертей, как и у Василия. Только у Василия умирали исключительно старики, а у Ивана и старики, и молодые поровну.

И да, на всякий случай повторю, что я не спорю с основным выводом статьи. Да, сейчас мы видим значительно меньше смертей. Но не потому что сейчас умирает меньше людей, а потому что а) семьи сейчас меньше; б) живут люди раздельно и обособленно; в) умирают часто в больницах, то есть не на глазах у родственников; г) из-за того самого табу, о котором ты писала, когда смерть прячут фактически. Плюс к этому, умирают преимущественно в пожилом возрасте, что не влияет на само количество увиденных смертей, но сильно меняет эмоциональный эффект от события.
02.11.2017 в 11:39

дикий котанчик
Сейчас умирать страшнее - да, риск смерти снижен, поэтому и страшнее.
Вспомнила одну книгу, которая в некоем роде примирила меня со смертью. Я живу в промышленном районе, под окнами у меня два вокзала, вагоноремонтный завод, крупяная фабрика и автостоянка. Летом 2015 года у автовокзала клали асфальт, и по жаре промышленные запахи поднимались в воздух и создавали некую удушливую пелену, в которой я стала реально бояться умереть или заболеть от недостатка воздуха. И вот тогда же летом я прочитала "Исчезнувший мир" Йозефа Августы о дочеловеческих, доисторических временах. Его героями были древние животные, которые на протяжении повести умирали десятками. Но — странное дело — эти смерти не пугали меня и даже не выглядели как смерти, потому что происходили среди яростного биения жизни и не создавали ощущения утраты. И как-то я сама стала спокойнее относиться к возможности задохнуться, а там и лето прошло.
02.11.2017 в 21:04

Fortuna audaces iuvat
Немного вмешаюсь в диалог, хотя тут уж я точно белая ворона, так как смертей вижу много, и умирают у меня на руках в прямом смысле, и это всегда дети, и я после этого ещё должна с родителями их говорить. Тяжелее только, когда ребёнок смотрит в глаза и спрашивает: "А я умру ведь скоро, правда?" Работаю в детской реанимации. Поэтому к смерти, разумеется, отношусь спокойно, как к рождению или взрослению - это естественно. Мы все умрём, и все это знают.
Но за последние десятилетия тему смерти стали обходить стороной, с детьми о смерти не говорят и даже порою не берут на похороны близких родственников. Мол, пусть бабушку живой помнит, зачем ему эти лишние переживания. Или собачка/кошечка/хомячок сбежали... Родители отказываются обсуждать тему смерти даже у смертельно больных детей, когда им прямо говоришь об этом. Просто уходят или просят не говорить об этом, так как это "убивает их надежду". Нет, встречаются нормальные родители, которые приезжают в реанимацию к умирающим детям и держат их на руках, разговаривают, укачивают, целуют, а потом сидят рядом с телом, пока проходят положенных два часа после реанимационных действий.
Большинство же людей отстраняется. Они не хотят видеть процесс умирания, предоставив это врачам и медсёстрам. Своих детей, родителей, друзей - казалось бы родных людей. "Доктор, а вы же позвоните, когда он уйдёт/покинет нас/его не станет (нет-нет, только не скажем умрёт)". Они все жутко боятся смерти. Они не хотят, чтобы ребёнок умер дома. Но ведь всем хочется в последние минуты быть рядом с близкими. И никто себя не ставит на место умирающего. Да, нам это тяжело представить - мы пока не умирали. Отчасти мне легче представить, потому что по крайней мере два раза я уже прощалась с жизнью, а один раз даже удивилась, что жива, выйдя из комы. Честно, не ожидала, да и товарищи по несчастью рядом умерли. Я тогда даже заплакала, осознав, что за чудеса делали врачи и мои родители, чтобы я выжила.
Но могу точно сказать, что когда ты умираешь/лежишь в реанимации, то очень хочется, чтобы рядом с тобой были друзья и родственники, а не хамоватая санитарка, которую лишний раз не попросишь чем-то тебе помочь. И гораздо проще просить об этом близких. Они и сами помощь не раз предложат, и поправят всё, и волосы расчешут и заплетут, и до туалета сносят, чтобы не в судно ходить. Очень рада, что тот страшный месяц близкие были рядом.
Раньше это было естественно, что они будут рядом. Теперь за это приходится иногда биться.
Часто слышу жалобы, мол, в реанимации не пускают. Я лично могу пожаловаться, что не дозовёшься родни-то, куда там уж "не пускаем". Порой соцслужбами запугивать приходится. А потом придут и сидят, как в гостях - ни памперс сменить, ни накормить, ни за ручку умирающего подержать. Мол, мы долг выполнили - пришли и даже поплакали над ним. От таких визитов, наверно, только хуже.
Боятся люди смерти, очень боятся и даже знать про неё не хотят. И тем более видеть.

Лично мне нравится Хэллоуин тем, что это лишний повод поговорить с маленькими племянниками о смерти как обычном жизненном явлении и умении радоваться каждому дню, осознавая, что другого может и не наступить. Просто в нашей жизни довольно трудно найти другой такой удобный повод поднять эту тему.